Большая Карельская Кругосветка

 Вот и свершилось. Время ожидания и предвкушения прошло, и наступила пора Дороги. Вот интересное дело - сидя дома представляешь дальнюю дорогу совсем другой, перед мысленным взором предстает череда городов и развилок и человек, не привыкший к дороге представляет ее как бы в убыстренной съемке. Раз - и ты на месте. Выехал из Москвы, мгновение, щелчок пальцами и ты в Карелии. Только такой подход в корне не верен. Любой путешественник подтвердит: Дорога ценна сама по себе. Она и есть цель, а города и веси лишь вехи на пути, лишь маяки и ориентиры. Если ты решил стать путешественником не торопись закупать снаряжение и экипировку, сначала научись любить Дорогу. Без этого не стоит отправляться в дальний путь потому что ты не найдешь в пути ничего кроме усталости, маеты и дискомфорта. Полюби Дорогу и она ответит тебе взаимностью. Она откроет перед тобой дальние горизонты, наполнит тебя силой, вернет ускользающий смысл повседневному существованию. И ты вернешься обратно другим, ты вернешься собой.

 

Мы встретились, потому что должны были встретиться. Разные и одинаковые, не знакомые и близкие.  У каждого свои заботы и свои радости, но в душе каждого поселилась жажда странствий, и она манит нас в дорогу, притягивает друг к другу и роднит.

Семь утра, место сбора - стоянка у бигмачни на Ленинградке. Конечно же, место сбора выбирал я,  конечно же, и время было назначено мной и, конечно же, я опоздал.

 Согласно старой джиперской мудрости для подготовки автомобиля всегда не хватает одной ночи. Экипаж Дефендера очередной раз подтвердил правоту этого утверждения. Из сервиса машина выехала глубоко за полночь, потом Саня прилаживал расширители арок, Сергей (Генерал) был отправлен спать, ибо ему предстояло с утра садиться за руль, а я, разложив складной стул, запивал пивом сушеную рыбку и давал Сане советы как ловчее закрепить листы резины на крыльях. До чего же хорошо быть непререкаемым авторитетом - никто не спорит, не перебивает и уж ни в коем случае не мешает пить пиво. Когда первый из четырех подкрылков был закреплен на машине, я понял, что моя роль выполнена и с чистой совестью отправился спать. До выезда оставалось два часа.

До чего же противный у меня в телефоне будильник. Надо его обязательно сменить... Потом... Когда проснусь... Опять звонит, сволочь. Нет, не сменить, разбить телефон вдребезги, скинуть в пропасть и забыть! Но для этого опять же надо проснуться. Пытаюсь открыть глаза, правый открывается плохо, левый не открывается совсем. Собираю внутреннюю энергию в комок и распахиваю заспанные очи. Кажется, я слышал треск заспанок. Так вот откуда взялось выражение "продрать глаза". Нет, друзья, пропорция две банки пива к полутора часам сна в корне не верна. Спускаюсь вниз. К загруженному и готовому к дальней дороге Дефендеру. На верхнем багажнике, там, где должно находится утянутое реперами барахло находится Саня и  грустными от недосыпания глазами смотрит на груду шмурдяка сваленного у машины. На лице легко читается мысль, что ВСе ЭТО на багажнике не может уместиться физически. Конечно, мы опоздали на точку старта. Когда около восьми утра мы подъехали к скотокормилке вся группа была уже в сборе. Вся кроме Жени и Лены, которые должны были нагнать нас в пути. Олег с сыном Пашей на Субару Аутбэк, Леша и Аня (Alex&Anna) с дочкой Аней на Гранде и Володя с Антоном на Джипе Коммандер. Раздавая экспедиционные наклейки и подбадривая ребят возгласами а-ля "все будет замечательно" и "нам все по плечу" я думал "Что же я такое делаю!е Куда тащу пять автомобилей с неопытными экипажами, на машинах половина из которых вообще слабо совместима с бездорожьеме". Да, ребята из Северо-Западного Бюро Путешествий знают марки машин и должны были подготовить маршрут сообразно их проходимости, но это же Карелия... Ух... Но счастливая идиотская улыбка на моем не отягощенном интеллектом лице видимо внушала всем участникам путешествия чувство абсолютной защищенности и уверенности  в завтрашнем дне и это не могло не радовать.

Я пересел из Дефендера в Субару и последующие пятнадцать часов попеременно: болтал с Олегом, спал, слушал льющуюся из наушников музыку, ел пирожки, пил воду и бегал в лес писать. За это время мы выломали термостат из Дефендера, но греться он все равно не перестал, нас догнали Женя и Лена не смотря на потерянное утро так и не получившие техосмотра на свою Паджеру и мы свернули с Ленинградки на Мурманскую трассу, а потом ушли с нее на узкую дорожку ведущую в Нурмолицу, и далее по грейдеру добрались до хутора Умосту. Из леса пару раз выскакивали зайцы, чем приводили народ в неописуемый восторг. Как мало надо городскому жителю для счастья.

В Умосту нас встречали ребята из СЗБП, чумазый УАЗик уже успевший в этот же день поучаствовать в соревновании и вкусный горячий ужин.

Не что так не навевает крепкий здоровый сон как бессонная ночь, тысячекилометровый перегон и пара другая рюмок вкусной Петровской настойки предусмотрительно закупленной по дороге в Лодейном Поле.

Здравствуй Карельское утро и тебе привет, гадский будильник. Так умываться, завтракать и... А что это за ноги из-под УАЗика торчат и шевелят кроссовкамие При ближайшем рассмотрении ноги идентифицируются как конечности Андрея Сливы пребывающего под машиной   с целью подводки тормозных колодок. Хорошее дело, нужное. Ко мне подходит Володя и спрашивает о смысле снимания фартука бампера. Иду и смотрю на бампер Коммандера. Душераздирающее надо сказать зрелище - пластмассовый бампер, к которому пластмассовыми клипсами прикреплена пластмассовая юбка, а по бокам к нему прижаты пластмассовые расширители арок. Конструкция не совместимая с оффроудом. Юбку с бампера рекомендую снять. Антон кряхтя лезет под машину копошится там некоторое время и вылезает с уверенностью, что такой монументально закрепленный гаджет снимать не надо. Пытаюсь доказать обратное, но Антон явно принял решение не возвращаться под машину. Хорошо, время нас рассудит. Предлагаю всем заканчивать сборы завтракать и выдвигаться. Народ полон энтузиазма и для того и для другого.

Выезжаем почти по графику. Построение: первым УАЗка, потому что знает куда, вторым Коммандер для того чтобы был на виду, за ним Паджеро чтобы если что, за Паджеро Субару потому что мне страшно смотреть на его борьбу с оффроудом, за ним Чероки потому что так фишка легла и замыкающим Дефендер потому что с рацией.

Едем. Долго, минут десять. Потом останавливаемся и снимаем полуоторванную юбку комманеровского бампера (время рассудило быстро), доотрываем остатки заднего бампера от Гранда, вытаскиваем, оторванный глушитель из-под Паджеро и продолжаем движение. Как говорил старина Барабас: "Это просто праздник какой-то!". Куда я их тащуе! Авантюра в чистом виде! А может так и надо взять и шагнуть вперед, даже если нет четкой уверенности что там впереди. Почувствовать вкус адреналина. Почувствовать что жив. Высокопарное Ну и пусть.

Проселок грейдер, грейдер проселок. Деревня Тигвера. Здесь мы разделяемся. Один из инструкторов, Леша Маниев, ведет Коммандер и Субару прямо, через селение по дороге на Кинерму, а остальные сворачивают на едва заметную стежку ведущую направо. Мы снова встретимся через десяток километров от которых нас отделяют пара ручьев, разбрюзгшая дорога, дышащие на ладан мостки и брод через резвую речку с бобровой плотиной.

 Генерал и Алена уже ехали по этой дороге вместе со мной зимой, тогда по мокрому снегу это была совсем другая езда. Машины сносило под уклон, они буксовали в снегу, а главное под снегом совсем терялся рельеф дороги. Сейчас по сравнению с той поездкой идем по шоссе. Правда, на раскисшем луге подсел Гранд а, пытаясь его вытянуть, рядом угнездился Паджеро. Не расцепляя их привязали Паджеро к Дефу и вытащили на сухое. Правда, на то чтобы извлечь Черок окончательно,
 у Дефа ушло около получаса.

Едем дальше. Душа поет. Пользуясь некоторым затишьем, объясняю инструкторам некоторые тонкости прохождения локального бездорожья, да они и сами уже почти все знают. Постоянная езда по таежному бездорожью учит лучше любого тренера. Вот Слива, например, (Слива это не прозвище, это фамилия) два года назад первый раз съехал на серьезное бездорожье. Я тогда предложил ему и еще двум инструкторам преодолеть скользкий глиняный подъем. Сначала у них не получалось ничего, а потом поехали да так что не остановить. С тех пор много воды утекло. Опыта набрался, на Ладогу техничкой съездил, в общем опытный джипер любо-дорого посмотреть.

Перед бродом ждем Деф и Черок. Вызываем по рации - на связь не выходят, оставляем Паджеро на поляне и едем на УАЗе обратно. Ребята на дороге чинят Гранда. Поймали ветку между диском и покрышкой. Резина целая, но диск замят. К нашему появлению колесо уже было заменено, и ребята готовились ехать дальше. Приехали к броду. УАЗ засел на выходе - отлебедились, Паджеро тоже сел, да к тому же замял порог и тот уперся в колесо. Начали отгибать - трос со звоном лопнул, чем меня не сказано удивил. АРБешная стропа не склонна рваться по пустякам. Посмотрел - мать честная! Стропа была наращена каким-то нелепым тросиком явно для буксирования квадроциклов. Первая мысль убить опытного джипера Сливу на месте, вторая - реанимировать и снова убить.  Хотя, чего там, сам виноват надо было проверить крепеж. Хорошо хоть не пострадал никто.

Следом за Паджеро на своей лебедке выходит Деф, разворачивается и вытягает Чероки. Вот этим, пожалуй, мне и мил оффроад - командная игра:  своих не бросаем - самим мало.

Вот и Коммандер с Субару, заждались уже. Десять километров проселка и мы в селе Кинерма. Старинное селение карелов-ливвиков. Здесь нас кормят необычайно вкусным обедом, и мы выдвигаемся к месту ночевки. Тридцать км асфальта, правда, слегка подубитого, но тем не менее твердого. Еду и размышляю о том, что самая вкусная еда это простая свежая деревенская пища и о том, какую же гадостью мы потчуем себя каждый день. Старая глупая песня - уехать в деревню, вернуться к истокам. А может не такая и глупая, просто преждевременная. Надо будет вернуться к этому вопросу лет через тридцать, если Бог даст столько прожить.

В Велдозере закупаемся необходимым провиантом. Под моим чутким руководством народ затаривается морошкой на спирту и клюквенной водкой.
Сегодня мы ночуем в деревянных срубах на берегу озера. В нашем распоряжении натопленная баня веранда и мангал. Я пою всех коктейлем собственного изготовления из водки и морошковой настойки, потом переходим на клюквенную водку. Стоит ли говорить о том, что вечер проходит в теплой и дружеской обстановке.

Снова утро. На этот раз просыпаюсь легко. Может, как всегда ко второму дню вошел в экспедиционный ритм, а может быть просто молодец, что рано лег спать.

Завтрак, сборы. Обожаемый мной уклад жизни на колесах. Когда-то давно я твердо решил для себя, что туристическая жизнь не для меня. Забросил рюкзак и походное барахло подальше и стал степенным и даже снобирующим отцом семейства. Почему из этой затеи ничего не вышлое Может заложенная в детскую голову тяга к странствиям неистребимае А может всему виной геные Ведь я профессиональный путешественник в третьем поколении. Дед (отец матери), школьный учитель физкультуры,  одним из первых начал водить детские группы на Селигер в пятидесятых. В семидесятых с детскими группами начал путешествовать мой отец, тогда зам. директора Станции Юных Туристов РСФСР, в этом году он получил звание заслуженного путешественника России. Так что наследственность по обоим линиям - не отвертеться.

И снова Дорога, даже мысленно я величаю ее с большой буквы. Жизнь научила уважать ее, а может это все мои дурацкие предрассудки, не знаю...

На смену укатанному грейдеру приходит подсохшая колея. Еще месяц назад тут было сложно проехать даже на нашем подготовленном УАЗе, а теперь можно пройти на любом полноприводном  автомобиле. Правда, камни в межколейке не дают расслабиться. Но мы их вовремя распознаем и либо объезжаем либо выковыриваем.

Сворачиваем на лесную дорогу. Молодая тайга стеной стоит вдоль колеи. Неожиданно на дорогу выскакивает медведь, а за ним еще два поменьше. Медведица с медвежатами погодками. Мгновение она смотрит на нашу машину и вот все трое скрываются в чаще. Все происходит так быстро, что я даже не успеваю подумать о фотоаппарате, остается только корить себя за не расторопность и фотографировать медвежьи следы.

Через пару километров исчезает Дефендер. Вроде шел сзади и нет. В эфире тишина. Проходим гать, оставляем группу и едем назад. Я теряюсь в догадках: не туда свернули на развилке, сломались, медведи опять же. Непрерывно вызываю ребят по рации - в ответ тишина. И тут: - Леня, у нас все нормально, догоняем, рация работает только на передачу. Не успеваю выдохнуть, как из-за поворота дороги появляется Дефендер.   На месте лобового стекла - провал. Теперь понятно, почему они меня не слышали, динамик радиостанции оторван. Ребята веселы и совсем не расстроены, на перебой рассказывают, как не заметили торчащее бревно, которое, пробив лобовое стекло, буквально выворотило его из рамки. Ну да все хорошо, что хорошо кончается.

К вечеру выезжаем к Видлице. И тут я узнаю эту дорогу. Я ехал по ней в ноябре. Тогда намело снегу и у меня почти не было бензина. Для экономии горючего я отключил передний мост и шел на заднем со скоростью 40-50. Машину сильно кидало, пару раз я почти улетал в кюветы, но медленнее ехать было нельзя - машина просто садилась в глубоком снегу. Тогда я дотянул как раз до въезда в Видлицу и тут уже обсох окончательно.

В деревне схема прежняя - закупка еды, закупка питья. Сегодня мы ночуем в палатках на самом берегу Ладожского озера. Летом, во время этапа "Дюнная гонка" Ладоги-трофи здесь располагается лагерь организаторов. Сосны, песок и прохладный бриз. До чего же хорошо. Жаркое из тушенки с картошкой да под стопку холодной водки. Продолжать описание процесса не буду дабы ты, дорогой читатель, ненароком не захлебнулся слюной.

Наутро мы отправились к Варашеву камню. Исполину среди камней возвышающемуся на берегу Ладоги на месте старинной границы Российской империи и Швеции. Едем вдоль Ладоги на Север-Запад. Останавливаемся у Креста Скорби в Долине Смерти. Здесь во время Русско-финской войны погибли десятки тысяч наших бойцов. Лишь немногие в боях, остальных погубили морозы и голод.

Переезжаем через новое шоссе на Сортавалу и уходим с асфальта. Сначала грейдер потом проселок и вот мы выезжаем к водопаду Белые Мосты. Тонны воды с шумом обрушиваются на камни. Завораживающее зрелище. А внизу по руслу реки проходит один из самых увлекательных спецучастков "Ладоги".

Отказываемся от первоначального плана остаться на ночевку у водопада, слишком уж тут много клещей, и едем в природный заказник Толвоярви.

Место для стоянки на острове меж двух озер соединенном с берегами дамбами, оборудовано несколькими бревенчатыми постройками. Ставим лагерь и, поужинав, расходимся спать.

Первое что я вижу открыв глаза это клеща впившегося в мою руку. Вот гад, небось долго ползал по барахлу и в конце-концов нашел в палатке спящего меня.

Вылезаю наружу. Под деревянным пологом на свежем воздухе спят инструктора.

- Вставай, друг Слива, пора завтрак готовить. Да, а сколько, говоришь, на мою тушку имуно-глобулина надое Четырнадцать кубикове Славно!

Сегодня дневка. Целый день предаемся полезному ничего не деланию. Осмотр окрестностей, неспешо-непрерывная трапеза и рыбалка. Первым же забросом Женя достает щучку килограмма на полтора. На этом удача считает свою задачу выполненной. Видимо мы взяли последнюю щуку в озере с голодухи бросившуюся на Женькину блесну. Решаем передраться на дамбу, мол, и клев там лучше и вообще. Берем спиннинг, удочку и конструкцию из бревна и лески смастеренную Лешей Маниевым. Грузимся  Паджеро. Бригадой рыбаков в составе укушенного клещем меня, удачливого Жени и Пашки. Последний аж дрожит от предвкушения. Юноша явно собрался переловить всех местных китов.

Первым делом я оставил в подводных глубинах крючок удочки, вторым - засадил блесну спиннинга на ветку дерева метрах в пяти над берегом. Поскольку рыба все равно не клевала, да и ловить ее было больше не на что, мы с жаром предались процессу вызволения спиннинга. Подергали - безыдейно, попытались сбить палками - результат ноль. Я уже совсем было решил подойти к вопросу кардинально и перерубить леску, как Женя вспомнил о том, то у него в машине лежит пневматический пистолет. Решено! Перебиваем ветку выстрелом. Сначала я долго пристреливал пистолет, потом, мучительно пристреливался к ветке, а потом перевернул коробку с пульками. Пока я в полголоса (чтобы не слышал Пашка) объяснял природе все глубину ее неправоты Женя привязал к палке веревку, закинул на дерево и, притянув ветку, освободил блестну. Рыболовы-профессионалы, без слез не взглянешь.

Вечером всем коллективом посетили баню лесника. Хорошо-то как! До чего же хорошо!

А еще в этот день наша группа уменьшилась на одну машину. Поврежденный ШРУС Субару сильно обеспокоил Олега и он принял решение ехать чиниться в Сортавалу.

На следующий день прибыли в Сортавалу. По дороге посетив музей в мраморном карьере и небольшой водопад знаменитый тем, что именно здесь снималась одна из сцен фильма "А зори здесь тихие".

Вечером занялись починкой перманентно не работающего сцепления Дефендера, ремонт закончился как водится выпивкой и полуночной беседой о смысле жизни.

А на следующий день колонна отправилась в обратный путь по асфальтовой дороге вдоль Ладожского озера. В городе мы простились с Олегом, так и не починившим машину и временно расстались с экипажем Коммандера, оставшимся смотреть очередной этап Чемпионата России по ралли-рейдам, снова увидеться с ними мы должны были уже в Умосту, где нам снова предстояло ночевать.

Перед тем как, завершив круг, вернуться в Умосту мы заехали на береговые дюны близ Видлицы. Здесь мы собирались немного покататься, но из-за поломки Черока (умерли зарядка и АКБ) на смену "колбашению" пришел внеплановый ремонт. Оживить генератор так и не удалось, а по сему было принято решение спешно двигаться к месту ночевки, пока не иссякло электричество в двух имеющихся в Гранде аккумуляторах, штатном и запасном. Да, вы не очитались именно в запасном, а не втором установленном. Дело в том, что еще во время памятной поездки на Селигер в начале мая забитый грязью до отказа (в прямом смысле) генератор отказался работать и ребята купили второй АКБ, очень кстати, что они решили взять его с собой в поездку.

Когда до лагеря оставалось буквально десять километров рядом с дорогой обнаружилась заброшенная делянка, являющая собой некое ассорти из пней, грязи воды и кочкарника. Ну, конечно же, мы не смогли проехать мимо. Леша и Ани были отправлены вперед, во избежание излишней разрядки и без того дышащего на ладан АКБ, а Дефендер и УАЗ устремились в пампасы. Надо ли говорить что мы прибыли в лагерь лишь через пару часов. Еще через некоторое время подъехал Коммандер, и мы сели за накрытый стол.

Утро. Последний день путешествия это всегда грустно. Ни кто не хочет возвращаться обратно к делам и заботам пропахшего смоком и пылью мегаполиса, к толпам людей на улицах и пробкам на дорогах. Мы хотим как можно дольше оставаться среди лесов Карелии. Но у всех дела и обязанности, возвращаться придется. Но я точно знаю, что мы еще вернемся в этот чудесный край, и не просто вернемся, а проедем через всю Карелию и весь Кольский полуостров. Если нам будет позволено, мы объедем весь мир. Потому что это наше. Потому что мы произносим слово "дорога" с большой буквы.

4 июня 2007

ФОТООТЧЕТЫ О ПУТЕШЕСТВИИ