I этап Чемпионата России НРМФ 2010 по ралли-рейдам. Отчет.

Отчет Андрея Сазонова.
Изображение
Я на финише:"Я первый!? - Офигеть!!!" :)))


Для тех, кто в теме!
Как я участвовал в Первом этапе Чемпионата России НРМФ по ралли-рейдам 2010 года .

Изображение
Готовимся к старту.

В районе поселка Фирово (Тверская область), я участвовал в организации первого этапа мото-квадро Чемпионата России по ралли-рейдам 2010, ну и естественно сам погонял в мотозачете. Мото-квадро зачет проводился в составе авто-соревнований, Кубка России по ралли-рейдам. Мотоциклы и ATV стартовали после машин. В автозачете, кроме различных спортивных классов, есть зачет «рейд» для стандартных автомобилей. В отличии от строгих спортивных требований по подготовке автомобилей, в «рейде» все проще , «специальное» требование к экипажу – быть на трассе соревнования в тв?рдых шлемах. Годятся даже горнолыжные!

Изображение
Рейдовый болид. С виду как настоящий, а на самом деле пластиковый.

Трасса представляла из себя кольцо длинной 85 км, проложенное по гравийным , проселочным и лесным дорогам, через деревни, в числе которых и д. Жабны. Эта деревенька весьма примечательное место. Здесь проживали люди с первых веков нашей эры. Это водораздел местных рек северного и южного направлений. Там, по легенде, родился Нил Столбненский, основатель Ниловой Пустыни на Селигере. В центре деревни недавно сооружена деревянная часовня на месте предполагаемой могилы родителей Нила. Всякий раз когда я мчался по трассе через Жабны, узнаваемо мелькала у меня перед глазами!

Изображение
Полный привод перед стартом.

Машины проходили эту 85 километровое кольцо 3 раза, а мото и ATV - 2 раза. Ни каких специальных подсчетов времени участникам делать не приходилось. Только старт – финиш, а ремонт «разминка» дозаправка производились без остановки времени. Всего участвовало 34 автомашины (из них в зачете «Рейд» 7 экипажей). Мотоциклов и ATV(полный и задний привод) набралось 18.
Базовый лагерь соревнования был расположен на месте военного аэродрома врем?н Великой Отечественной войны, с которого взлетел в свой роковой пол?т по прикрытию бомбардировщиков, идущих на «Демьянский котел», Алексей Петрович Маресьев.

Изображение
Подтягиваемся на старт.

Так уж сложилось, что первый этап 2010 года проходит в 2009… Зимние ралли-рейды – это своя особая специфика. Есть зимние классические ралли как в России, так и в Скандинавии. Есть зимние трековые ралли – спринты в горах Франции. Но зимних ралли-рейдов нет ни где в мире. Только у нас…
Низкие температуры требуют специальных настроек моторов и подвески. Лед на дороге и высокие скорости требуют применения специальных покрышек со спортивными шипами противоскольжения. Весьма не дешевых. А езда на мотоцикле или ATV требует еще и специальной экипировки участника. Поэтому зимой обычно собирается не такое большое количество участников как летом.

Изображение
Руководитель МОТО-ATV зач?та Иван Евдокимов и Тех-Комосар Безруков Владимир (на мото).

Мы с ребятами приехали накануне и заночевали на берегу Мсты, в пансионате где говорят раньше любили отдыхать Чубайс с Гайдаром (земля ему пухом). С утра выяснилось, что на моем пикапе-транспортировщике мотоцикла, прокол заднего колеса, и посему пришлось ехать в шиномонтаж в Вышний-Волоч?к. Один из парней с шиномонтажа как оказалось, тоже мотоциклист! Везде наши люди! По дороге в Фирово к нам еще присоединились участники, мотоциклисты из Москвы и мы прибыли в базовый лагерь на старый аэродром небольшим караваном. Машины, стартовавшие рано утром, уже заканчивали первый круг. Группа участников на полноприводных ATV, недавно вернувшаяся с африканской гонки Шамрок , уже была готова стартовать. Не спеша разгрузившись подготовили мотоциклы и себя к старту. Я загрузил «трек» GPS трассы cо своего компа в приборы участников, кто желал по точней ориентироваться на дистанции, но мы идем после прохождения гоночных джипов-болидов, а после них и так видно куда ехать!

Изображение
Мой победный финиш.

Последним на старт прикатил на внедорожнике мотоциклист из команды «Олигарх -Тим», который обычно прилетает на вертолете. Олигарх сетовал, что зимой полетное время короткое и вертолет из- за этого исключительно летний транспорт. Я провел короткий брифинг-инструктаж, поделился опытом прошлых гонок по этой трассе. Рассказал что в «закрытых» участках трассы, попадаются выходы «лесовозок» на основной грейдер. И в тех местах возможен полный «расколбас» в замороженных жестких колеях по колено. Что бы не мчались там, и в условиях ограниченной видимости притормаживали. Видишь – газуй, не видишь – не газуй – золотое правило ралли-рейдиста . Всех предупредил, а себя забыл …

Изображение
Прототип за поллимона...

Выстроившись на старт (стартовали «парами»), мы обнаружили, что отсутствует предполагаемый лидер гонки, который должен был стартовать в первой паре. У «Олигарх-Тима» не завелся мотоцикл! Стартанули без него… Я, как наиболее опытный, стартовал последним, что бы видеть, что да как происходит на дистанции с новичками, и если что, что б помочь. Сначала предстояло проехать километров 40 очень быстрого гладкого грейдера, далее он начинал чередоваться с более «не ровными» участками проселочных лесных дорог. Сразу обгоняю пару машин идущих на третий круг. Прижимаются, пропускают. Километров через 15 нагнал реального своего соперника, Игоря из Севастополя. Он еле двигался по краю дороги на своем новом КТМ. Обменялись жестами: я - « Ты в поряде?», он - «Да. Езжай». Странно… Я помчался дальше. Обгоняю всех новичков стартовавших до меня. По обочинам попадаются сломавшиеся машины. Экипажи жгут костры, греются в ожидании конца гонки, когда трасса будет закрыта и за ними придут эвакуаторы. В конце этого скоростного грейдера я увидел Игорька из команды «КТМ – Мотохелп», - второго претендента на первое место, стоящего на обочине со сгоревшим сцеплением своего КТМ… «Да…» - подумал я. « Теперь мне не нужно сильно торопиться, а достаточно просто финишировать с обычным своим ходом и первое место у меня в кармане!» Отвлекшись этими радужными мыслями, я неожиданно вылетел на первые лесовозные колеи. Трах! «Полет шмеля» был короток. Поднимая мотоцикл и отмахиваясь от пляшущих в глазах звездочек, я изобразил пальцем, проезжающему потихоньку мимо меня новичку, что это я показал как делать не надо. По выражению его глаз из под шлема, я понял, что получилось не очень убедительно… Метрах в 20 от места моего не очень мягкого приземления, уже стояла в назидание более наблюдательным чем я участникам, машина с оторванным колесом, экипаж которой расположился на бревне в ожидании эвакуации. Проверяю мат-часть. Погнутый левый радиатор и защитная дуга руки на руле. Подклинившая боковая подножка. Болят ребра и плечо, но ехать можно. Снова в седло и вперед. Еду уже аккуратней. Снова обгоняю новичка. Начинают попадаться машины, стартовавшие ранее и завершающие третий круг. Километров за 10 до финиша круга меня обгоняет гонщик из С.Петербурга на заднеприводном квадрике. Я его сразу не заметил, и вираже случайно обстрелял камнями из под заднего колеса. Завершаю свой первый круг. Наш руководитель гонки Иван Евдокимов, помогает заправится. Сообщаю об увиденном на трассе и где стоит сошедший Игорь. Извиняюсь за невольный «обстрел» перед подошедшим с претензиями квадроциклистом которого тоже дозаправляют.

Изображение
Пространственная рама из труб, карбоновый обвес.

Снова на дистанцию. И через километров 20 – сюрприз! Мимо меня, медленно но неумолимо, на своей HONDA XR650R проплывает Станислав Усов! В ралли-рейдах он новичок, ездит не на все этапы и только второй год, поэтому первый круг он ехал потихоньку, привыкая к такому большому ходу, а на втором, разошелся и решил реализовать по ровной дороге всю мощь своих 650-ти кубов перед моими 450-ю. И это у него получилось. Он медленно уезжал! Как же заставить мою YAMAHA ехать быстрее!? Вытаскиваю «подсос» - хуже… Максимально пригибаюсь к рулю, уменьшая воздушное сопротивление, немного лучше, но он все равно уезжает вс? дальше и дальше… Моя максималка 130 – 135 км/ч, слишком мала относительно 160-170 его Хонды. Черт! Ну ничего. Догоню, когда пойдут трудные участки. Размеренной езды уже не могу себе позволить. Деревни, где раньше на всякий случай притормаживал, уже просаживаю на всю! Местное население, включая дедов и бабок, стоит по краям улиц вдоль заборов и машет: «Давай-давай!» Удивительное дело! Планка падает. На пресловутые колеи вылетаю полным ходом, в оттяжке, максимально разгрузив переднее колесо и еще прибавив газа, сжав, что есть силы мотоцикл ногами. Будь что будет! Пронесло! Только чуть-чуть «колбаснуло». Успеваю заметить что экипаж машины с оторванным колесом уже расположился на пеньках с мобилами наизготовку. Видимо там падал каждый проезжающий мотоциклист!

Изображение
Тоже прототип.

Через пару километров чувствую характерные удары и снос переднего колеса. Видно покрышку пробило на тех колеях. Нагоняю Леху Попова на «чихающей» 500-кубовой двухтактной HONDA. В моей YAMAHA сил 50, а в ней реально под 80! Просто пушка! Но она едет дергаясь. Видно, что что-то не в порядке. Л?ха весьма опытен, но ему тотально не везет последнее время. Несколько гонок подряд прошлого сезона – сходы из за поломок моторов. Показываю ему : «Давай! Держись!» - Старается, но отстает. Снова «откручиваю на «все»! Надо догонять Стаса и плевать на спущенное колесо. Разобью – значит разобью. Максимально возможный разрыв с ним, который я могу себе позволить, должен быть меньше 2 –ух мин., так как он стартовал на 2 мин. впереди меня. В конце участка с ямами и небольшими ручьями уже вижу его «стопарь», но начинается опять участок километров 7 ровного грейдера, и он снова уезжает… Обгоняет полноприводной квадрик. Стараюсь держатся за ним, но на очередных колеях он на своих толстых колесах уезжает. За пару километров до финиша вижу еще одного сильного гонца, Леху «Сову», катящего свой мотоцикл. Как потом выяснилось, порвалась цепь. Не повезло…
Держу полный газ прямо до знака «финиш ходом». Оттормаживаюсь «в юз» у знака «стоп». Ну что? Я оказывается первый!? С разрывом до второго в 24 секунды! Правильно в песне поется: «… Не думай о секундах свысока!!!...» Начинают финишировать ребята. Прямо с финиша подъезжаю к Игорю Абросимову (Севастопольскому) узнать что с ним, почему так «тошнил» на новом мотоцикле. Оказывается у него после бессонной ночи в дороге, случился приступ гастрита, и он еле доехал один круг. Таблетки уже дали. Еще зелененький, но приходит в себя.

Изображение
Правильная техничка.

Теперь нужно забрать ожидающего помощи Игоря «КТМ-Мотохелп». И, конечно же, с дальнего конца трассы. Быстро переодеваюсь и в машину вместе с Евдокимовым. Снова на трассе но уже на неспешном лифтованном Сhevrolet Silverado. Смеркается. Какая же оказывается длинная эта грейдерная дорога! И не такая уж и ровная. Хоть и колеса 35 дюймов. Едем эти 40 км наверное час. Стараюсь ехать по быстрее, - как там Игор?к!? На пустом лесном перекрестке, в сгущающихся ночных сумерках видим одинокую замерзшую фигуру Игоря, рядом со своим КТМ. Вспоминается Высоцкий ))) « Ну а потом пришел тягач, и там был трос и там был врач». Он оказывается как «настоящий гонщик» не взял с собой ни зажигалки, ни воды. А мог бы все это время у костра греться и не мучится жаждой! Неопытный турист. Зажечь костер можно с помощью системы зажигания мотоцикла высоковольтный провод на массу и тряпочку с бензином для розжига костра. Так приходилось делать в ралли рейдах.
Загружаем мот в кузов, гонщика в теплую кабину. Все в порядке! Возвращаемся на базу!

Изображение
Часть квадриков перед стартом.

В Доме Культуры в Фирово, тем временем, прошло награждение победителей, и все стали разъезжаться по домам. А мы, уже в темноте, перегрузили Игоря в его машину, оставленную на месте лагеря на старом аэродроме, и загрузились сами. Потом всей компанией у костра ели грязными руками курицу (какой кайф!), и наперебой делились впечатлениями от гонки. Когда костер догорел, попрощались : «До новых встреч на трассах!» и тоже легли на обратный курс. Домой. В Москву. И теперь, глядя на отснятые фото , остается только вспоминать те «чудеса на виражах» и готовится к новым стартам сезона 2010!

Изображение
Нулевой отсч?т на старте.

Так что же планируется в новом сезоне!?
По мимо 6 этапов мото квадро Чемпионата России НРМФ по ралли-рейдам, где в отличии от прошлого года вводится зачет «Гранд-туризм» для участия тяжелых туристических эндуро, планируется проведение 3 –х этапов «Points-Сhallenge». Т.е. по русски – «Вызов Точкам!» Да… Немного не складно конечно, но суть такова: это ралли-рейд, но более простой по правилам и форме проведения. Маршрут определяется не раллийной легендой, а точками GPS . Техтребования к машине такие, что участвовать сможет любой «экспедиционник» или вообще стандарт. Трасса интересна для прохождения не только на 150 км/час, но и просто при неспешной туристической езде. Она прокладывается по красивым местам, имеющим различные природные достопримечательности и разнообразный рельеф. В этом году это «Меловые горы» Волгоградской области, барханы и пески Астраханской области и Калмыкии. Мото зачет, так же как и на Чемпионате, будет включать в себя и «Гранд-туризм» для возможности участия тяжелых туристических эндуро. Это будут скорее не гонки, а туристические рейды-приключения! Но секундомер в них будет включен.

Изображение
А так двухтактные стартуют.

Изображение
Я на трассе.

Изображение
Задний привод в вираже.

Изображение
Полный привод.

Изображение
Почти стандарт. Скорость 160 км/ час.

Изображение
Тоже почти стандарт! )))